"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Два основных направления моей работы как классного руководителя

Два основных направления моей работы как классного руководителя

"Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас"

Эрнест Легуве

 

Давайте попробуем закрыть глаза и увидеть тот образ, который возникнет при произнесении слова «класс». Кому-то представился социальный класс, к которому человек себя относит, кому-то - бизнесс-класс, кому-то вспомнилась детская игра «классики», кому-то – восторженное восклицание, кому-то – часть слова «классический», кому-то – четыре стены учебного заведения, а кому-то представился класс, с которым он учился, лица одноклассников, учителей и классного руководителя, который был КЕМ-ТО для каждого из нас. Для кого-то он был суровым начальником, для кого-то верным другом, для кого-то злейшим врагом, тираном и деспотом, кому-то он заменял мать. У каждого из них было свое видение работы с классом, но у всех эта работа была направлена на благо. И все работали ради достижения одной цели: подготовить ко взрослой жизни Человека.

Безусловно, и на сегодняшний день эта цель воспитания является ведущей. Как ее достичь? С каждым поколением ответы на этот вопрос меняются. Когда-то общество воздействовало на человека, в другое время человек пытался воздействовать на общество, в настоящее же время достижение этой цели возможно только при надежном плодотворном взаимодействии этих двух структур. Итак, общество - я, я - общество. Свободное демократическое общество, на наш взгляд, невозможно без самодостаточной, постоянно развивающейся и открытой к взаимодействию личности. Таким образом, задача современного классного руководителя воспитать такую личность в рамках класса как модели общества. Какие же пути, т. е. методы, приведут нас к этой цели? Мною было выбрано два пути: командообразование и личностное развитие.

Командообразование – это комплекс мер, нацеленных на создание сплоченного коллектива внутри класса. Основной сутью этого направления является динамичность и концентрация на достижение результата усилиями команды. Упражнения и игровые элементы, которые имеют место в направлении, развивают поведенческую гибкость, умение быстро и адекватно реагировать на нетиповые ситуации, а также целый ряд коммуникативных навыков для работы в команде, повышающие общий жизненный тонус и настроение.

Формат проводимых в рамках направления комплексных программ позволяет повысить лояльность подростков, транслировать корпоративную культуру класса и ее динамику, проверить команду на "прочность", создать единое информационное и эмоциональное пространство, которое создает баланс между командным духом и индивидуальностью каждого ребенка.

Задания позволяют развить:

  • доверие (к лидеру, друг к другу);
  • навыки согласованных действий друг с другом;
  • умение делегировать полномочия,умение анализировать и оценивать ситуацию;
  • принимать решение, исходя из сложившихся обстоятельств;
  • умение совместно решать задачи в рамках ограниченного времени и средств.

Однако невозможно создать здоровый во всех отношениях классный коллектив без параллельного воспитания личности, при котором необходимо решение таких проблем, как:

  • неумение найти общий язык с родителями, учителями, сверстниками;
  • отсутствие осознанной цели;
  • пик кризиса живого общения;
  • отрицание норм питания и приличий во внешнем виде.

Разберем каждую проблему подробнее. По результатам исследований «агрессия, непонимание» - проблема номер один как для родителей, так и для самих школьников. Неумение найти общий язык со сверстниками понижает интерес к учебе, школе и жизни вообще. Не имея чётких целей, школьники становятся подвержены любому влиянию: дурной компании, алкоголя, просто бесполезного времяпрепровождения. Современное поколение много времени проводит в интернете, не получая необходимых навыков живого общения, которое является основной составляющей успеха в обществе. Значительную часть рациона современных подростков составляет чипсы, газировка, фаст-фуд и прочие неполезные продукты. Часто одежда, которую выбирают родители, не воспринимается в коллективе. А от одежды, которую выбирает сам подросток, у родителей округляются глаза.

Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы "извне", сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда "извне" на собственный взгляд – "изнутри". Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте.

Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Отсутствие возможности (в силу возрастных особенностей) своевременно обрабатывать поступающую информацию создает патогенную почву для тревожности. Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие. Поэтому работа во многом должна быть направлена на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Таким образом, я в своей работе сочла необходимым синтезировать два параллельно идущих направления в формировании здоровой личности, как неотъемлемой составляющей общества и его модели – школьного коллектива (класса).