"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Программа развития 6 «Б» класса на 2012 – 2013 учебный год

Работа любого классного руководителя заключается не только в контроле за успеваемостью и поведением учащихся в стенах образовательного учреждения. Это ежедневный труд, направленный на развитие каждого ребенка вверенного нам класса. Мы классные руководители не имеем права на равнодушие и бездействие, ничто в жизни класса не может быть обозначено нами как «мелочь, не заслуживающая внимания». Вследствие этого, учитывая возраст, интересы и возможности своих воспитанников, я ввела в свою работу программу, нацеленную помочь ребятам наиболее четко осознать себя как личность, развить необходимые личностные качества, научить строить диалог с окружающими.

Комплекс занятий состоит из двух частей:

  1. занятия, направленные на личностное развитие;
  2. занятия, способствующие построению коллектива.

Объединение двух направлений мне показалось оправданным в связи с тем, что самодостаточный успешный человек всегда является составляющей социума, умение строить диалог, который является необходимой составляющей комфортного и продуктивного существования.

Представленные ниже занятия мы проводим на дополнительных классных часах.

Цель занятий - содействие процессу личностного развития, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Задачи:

  1. Развитие интересов к себе, стремление разобраться в своих поступках, способностях.
  2. Формирование первичных навыков самоанализа.
  3. Развитие чувства собственного достоинства.
  4. Развитие навыков личностного общения со сверстниками и способов взаимопонимания.
  5. Формирование интереса к другому человеку как к личности.

Участники: учащиеся 6 класса (12-13 лет).

Время (длительность каждого занятия): 45 – 60 минут.

Каждое занятие проводится в стандартной форме по структуре тренингового занятия и включает в себя: организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения), основная часть (подготовка к восприятию новогоматериала – введение нового содержания), подведение итогов (эмоциональное отреагирование – осмысление) и ритуал прощания.

Программа занятий

№ занятия Тема Время Задачи Упражнения
1 Здравствуй, Я! 60 1. Создать благоприятные условия для работы в группе.
2. Первичное освоение приемов самораскрытия.
1. Знакомство (Баранья голова)
2. Беседа о тренинге
3. Правила группы на занятиях
4. Картина
5. Ритуал прощания
2 Судно, на котором я плыву 45 1. Снятие эмоционального напряжения.
2. Создание благоприятных условий для работы в классе.
1. Медитацияи визуализация в психологическом тренинге "Судно, на котором я плыву"
2. Обсуждение эффектов упражнения
3 Волшебная страна чувств 60 1. Исследование психоэмоционального состояния. 1. Медитация
2. Инструкция (страна чувств)
3. Обсуждение занятия
4. Ритуал прощания
4 Мы вместе 45 1. Способствовать сплочению класса.
2. Способствовать созданию игровой атмосферы, показать участникам, что каждый человек индивидуальность.
1. Ритуал приветствия
2. Путаница
3. Баржа
4. Скульптура
5. Рефлексия
6. Ритуал прощания
5 Доверие 45 1. Улучшить коллективные взаимоотношения.
2. Помочь ребятам доверять друг другу.
1. Ритуал приветствия
2. Узел
3. Робот
4. Зеркало
5. Восковая палочка
6. Рефлексия
6 Моя индивидуальность 60 1. Научить находить в себе индивидуальные особенности.
2. Способствовать сплочению класса.
1. Ритуал приветствия
2. Игра "Я – хозяин?"
3. Пирог
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
7 Я личность 50 1. Углубление процессов самораскрытия.
2. Познание себя при помощи одноклассников.
1. Ритуал приветствия
2. Лес
3. Геациндия
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
8 Письмо себе 60 1. Укрепление самооценки. 1. Ритуал приветствия
2. Медитация "Здравствуй Я, мой любимый"
3. Письмо себе любимому
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
9 Огонек моей души 45 1. Способствовать формированию ответственности за свои решения.
2. Развитие рефлексии.
1. Ритуал приветствия
2. "Огонек моей души"
3. Рефлексия
4. Ритуал прощания
10 Эмоции и чувства 45 1. Умение выражать свое эмоциональное состояние. 1. Ритуал приветствия
2. Луч света
3. Молния
4. Эмоции
5. Зеркало
6. "Имена" чувств
7. Рефлексия
8. Ритуал прощания
11 Мои удачи и неудачи 60 1. Способствовать осознанию своих проблем, попыток их решений и преодолению трудностей. 1. События моей жизни
2. Создание рисунка "Мой жизненный путь"
3. Радость неудачи
4. Общая метафора
5. "Стул хвастовства"
6. Благодарность за опыт
7. Подведение итогов
12 Преодоление плохого настроения 60 1. Снятие эмоционально – психического и телесного напряжения.
2. Способствовать преодолению чувство тревоги и избавление от него.
1. Ритуал приветствия
2. Твое настроение
3. Лимон
4. Кошечка
5. Черепашка
6. Что нам делать с этим чувством?
7. Покой. Дыхание. Отдых.
8. Воздушный шарик
9. Куб
10.Рефлексия
11. Ритуал прощания
13 Общение 60 1. Сформировать путем создания доверительной атмосферы общения коммуникативные умения у членов группы. 1. Ритуал приветствия
2. Общение
3. Репортер
4. Пишущая машинка
5. Сиамские близнецы
6. Рефлексия
7. Ритуал прощания
14 Мы понимаем друг друга 60 1. Показать, как строятся законы человеческого общества.

2. Актуализация личностных ресурсов.

1. Ритуал приветствия
2. Гипноз
3. Необитаемый остров
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
15 Лидер и его команда 60 1. Сформировать представление о лидерстве.
2. Выбрать старосту класса
1. Ритуал приветствия
2. Мои качества
3. Лидер. Какой он?
4. Рефлексия.
5. Ритуал прощания
16 Умения лидера 45 1. Идентификация себя как лидера.
2. Формирования лидерских умений.
1. Ритуал приветствия
2. Игра «Паровозики»
3. Игра «Ведущий телепередачи»
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
17 Будем собой 60 1. Помочь находить в себе скрытые особенности личности.
2. Способствовать пониманию своего состояния.
1. Ритуал приветствия
2. Восковая палочка
3. Марионетка
4. Художественный фильм
5. Рефлексия
6. Ритуал прощания
18 Дом моей души 45 1. Снятие эмоционально – психического и телесного напряжения.
2. Развитие умения анализировать и определять свои психологические характеристики.
1. Ритуал приветствия
2. Дом моей души
3. Рефлексия
4. Ритуал прощания
19 Завершение путешествия 60 1. Закрепление представлений о своей уникальности.
2. Закрепление дружеских отношений между членами группы.
1. Ритуал приветствия
2. Я доверяю тебе
3. Щепки на реке
4. Моя жизнь
5. Рефлексия
6. Ритуал прощания
20 Какой он, мой одноклассник? 60 1. Формирование интереса к окружающим людям.
2. Выявление качеств, необходимых для межличностного общения.
1. Ритуал приветствия
2. Узнаем друг друга
3. «Девиз»
4. «Игрушка»
5. «Угадай, кто это?»
6. Список качеств, важных для межличностного общения
7. «Телефон доверия»
8. Рефлексия
9. Ритуал прощания
21 Я покажу тебе лучшего себя! 60 1. Закрепление своих сильных сторон, т.е. таких качеств, навыков, стремлений, которые ребенок принимает, ценит в себе.
2. Изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми.
1. Ритуал приветствия
2. «Зоопарк»
3. «Интервью»
4. «Захват инициативы в диалоге»
5. «Видение других»
6. «Разговор через стекло»
7. Сильные стороны
8. Домашнее задание
9. Рефлексия
10. Ритуал прощания
22 Я понимаю тебя! 60 1. Освоение невербальных средств общения, разрушение шаблонов повседневного общения, активное самораскрытие.
2. Дальнейшее освоение диалогового общения.
1. Ритуал приветствия «Здравствуй, ты представляешь...»
2. «Ласковое имя
3. «Подарки»
4. «Групповой рисунок»
5. «Да диалог»
6. «Созвучно»
7. «Без маски»
8. «Последняя встреча»
9. Домашнее задание
10. Рефлексия
11. Ритуал прощания
23 Это мне не нравится! 60 1. Закрепить навыки самораскрытия, игрового стиля общения, продолжить освоение средств невербального общения.
2. Изучить различные стили общения, перейти к анализу негативных сторон личности.
3. Усиление психологическое проникновение в мир значимого другого.
1. Ритуал приветствия «Здравствуй, я рад тебя видеть...»
2. «Моё доброе проявление»
3. «Карусель»
4. «Замороженный»
5. «Жесты»
6. «Нет диалог»
7. «Стиль общения»
8. «Психологический портрет»
9. «Список претензий»
10. Домашнее задание
11. Рефлексия
12. Ритуал прощания
24 Мои слабые стороны 60 1. Дальнейшее развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними.
2. Определение слабых сторон участников группы, отработка невербальных средств общения.
3. Овладение навыками высказывания и принятия обратной связи, общение на пределе откровенности, активное сопереживание и выражение симпатий.
1. Ритуал приветствия «Ласковое имя»
2. Проверка домашнего задания
3. «Мой портрет» (Я глазами группы)
4. «Отверженный»
5. «Прокурор и адвокат»
6. «Мои слабые стороны»
7. «Достойный ответ»
8. «Горячее кресло»
9. Домашнее задание
10. Рефлексия
11. Ритуал прощания
25 Одиночество, какое оно? 60 Закрепление тех навыков и умений, которые уже появились у участников. 1. Ритуал приветствия «Лучшее качество»
2. Домашнее задание
3. «Изофантазия»
4. «Прессконференция»
5. «Читая объявления о знакомствах»
6. «Одиночество»
7. «Конкурс ораторов»
8. Домашнее задание
9. Рефлексия
10. Ритуал прощания
26 Я научился общаться! 60 Заключительное занятие, ведущему нужно быть особенно внимательным по отношению к участникам. Необходимо следить за их эмоциональным состоянием, ориентировать группу на оказание психологической поддержки, если она кому-либо потребуется. 1. Ритуал приветствия «Лучшее качество»
2. «Решительный отказ»
3. «На приеме у психолога»
4. «Чемодан»
5. «Соглашение»
6. Рефлексия
7. Ритуал прощания

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнин М.Ю.,Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного сознания. М.,1981.
2. Атвагер И. Я вас слушаю. М.,1985.
3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг.,1922
4. Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социальнопсихологический тренинг как форма обучения общению //Общение и деятельность. Прага,1981
5. Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социальнопсихологический тренинг предпосылка развития общения учителя с учениками //Психологические и педагогические проблеммы взаимодействия учителя и учащихся.М.,1980
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.М.,1982
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций).М.,1984
8. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.Тренинг творческой психотехники. М. Л.,1967
9. Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение.Л.,1985
10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.,1976
11. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев,1982
12. Ковалев Г.А. Механизмы и эффекты процесса активного социального обучения //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар,1983
13. Лоос В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов //Психологический журнал. 1982. Т.З. №5
14. Межличностное восприятие в группе //Под ред. Г.М.Андресвой,А.И.Донцова. М.,1981
15. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшекласникам о них самих: Книга для учащихся. М.,1990
16. Основы педагогического мастерства //Под ред. И.Я.Зязюна. М.,1989
Петровская Л.А. Компетенция в общении: Социальнопсихологический тренинг. М.,1989
17. Петровская Л.А.,Спиваковская А.С. Воспитание как общение диалог //Вопросы психологии. 1982. №5
18. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (Комплексная психологическая коррекция). М.,1988
19. ЦзенН.В.,Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М.,1985
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. Под.ред. А.А.Бодалева,Г.А.Ковалева. М.,1983
20. Пректный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар,1983