"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Занятие №22

Я понимаю тебя!

Время на занятие: 60 минут.

Задачи:

  1. Освоение невербальных средств общения, разрушение шаблонов повседневного общения, активное самораскрытие.
  2. Дальнейшее освоение диалогового общения.

1. Ритуал приветствия «Здравствуй, ты представляешь...»

Члены группы по кругу здороваются этой фразой, описывая какой-нибудь интересный, смешной случай (эпизод), который произошел при общении с живым человеком в период между прошлым и этим занятием.

2. «Ласковое имя»

Проверка домашнего задания. Участники должны проговорить искренне, интонируя ласковые имена, которыми их называют близкие и друзья, а группа следит за откровенностью и доверительностью высказывания.

3. «Подарки»

Все участники по кругу высказываются: «Что бы я хотел подарить сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему порадовать человека, которому сделали такой подарок.

Затем тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад этому подарку и почему?

4. «Групповой рисунок»

Все члены группы начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя (или символ), рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу ведущего все участники одновременно передают свои рисунки влево и, получив, разумеется, начатый соседом справа рисунок, продолжают уже его.

Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Узнать его, наверное, можно только по имени (символу). Затем необходимо осознать те чувства, которые испытывают участники во время самого процесса творчества и при виде собственного рисунка.

Вариант: члены группы по очереди рисуют на общем листе бумаги, добавляя к композиции свои детали, молча выражая свои чувства, настроение в рисунке.

5. «Да диалог»

Двое из участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу о погоде, о любимой книге и т. д. другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т. е. не стали возражать друг другу. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «Да диалога».

6. «Созвучно»

Двое членов группы, встав спиной друг к другу, по сигналу ведущего начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-то сигнала со стороны группы или друг друга, т. е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями.

7. «Без маски»

Все участники по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним на пределе откровенности, «открытости» общения. Группа прислушивается к интонации, голосу говорящего и т. д., оценивая степень искренности. Если признается, что высказывание было неискренним, то свою карточку берет сидящий слева, и также, без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было «зажатым», «шаблонным», то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.

Примерное содержание незаконченных предложений для этого упражнения:

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Особенно мне не нравится, когда...»

«Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...»

«Мне очень хочется забыть, что...»

«Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда...»

«Однажды меня очень напугало то, что...»

«В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…»

«У меня немало недостатков. Например...»

«Даже близкие люди иногда не понимают меня. 0днажды...»

«В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя...»

«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я ...»

«Мне случалось проявить трусость. Однажды, помню...»

«Особенно меня раздражает то, что...»

8. «Последняя встреча»

Инструкция. «Сядьте в круг, закройте глаза и представьте себе, что занятия в группе уже закончены. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы еще не сказали группе, кому-то из участников, но очень хотели бы сказать.

Через 2-3 минуты откройте глаза и... скажите это!»

9. Домашнее задание

Описать свои «добрые проявления» к кому-либо из близких, родных людей. Что вы конкретно сделали по отношению к нему, в чем помогли?

10. Рефлексия

11. Ритуал прощания

Вернуться к списку занятий